El'Manuscript '06
Konferencijos
Организационный комитет
Programos komitetas
Konferencijos darbo kryptys
Mokyklos veiklos kryptys ir temos
Pagrindinės datos
Registracija ir taikymas
Dalyvio mokestis
Программа конференции
Список участников
Konferencijos medžiaga
Проекты и ресурсы
Organizacinė Infromacija
Kultūrinė programa





Lost Password?
No account yet? Register
We have 4 guests online
RSS-ленты новостей
rss20.gif

Portalo kūrimą rėmė Rusijos humanitarinių mokslų fondas, projektas Nr. 07-04-12140в.

(c) "Informacinės technologijos ir rašytinis palikimas", 2008-2020

Лексико-семантический анализ рукописной книжности XVIII  начала ХХ вв. старообрядцев Прикамья PDF Print E-mail
Written by: Галина Павловна Волгирева   
Пятница, 18 Июль 2008

Текст печатного издания в формате PDF

Пермская губерния в начале ХХ века по количеству проживающих в ней старообрядцев, как известно, занимала первое место. По официальным данным, в ней проживало 216 441 человек, из которых 153 070 принадлежали к согласию «часовенных» [Поздеева 1995: 8]. Данные количественные показатели извлечены из «Статистических сведений о старообрядчестве» (на 1 января 1912 г.), изданных в 1913 г. Департаментом духовных дел МВД. Общее количество старообрядцев (без единоверцев) для всей России в этом издании определено как 2 206 621 человек. Вместе с тем в научной литературе еще в конце XIX века для определения фактического количества старообрядцев утвердилось представление о необходимости увеличения официальных данных практически в 11 раз [Поздеева 1995: 7].

Для определения исторической роли старообрядцев, хранителей старины, необходимо знать «количество той силы, которою раскол владеет» [Поздеева 1995: 6]. Но старообрядцы, как показывают источники, обладали не только «силой количественной», но прежде всего ― и это главное ― силой духовной. Как определить высоту и степень духовной силы? Для этого необходимо включить в спектр анализа новый источниковый материал, а именно весь круг календарно-уставного чтения старообрядцев ― как литургические, так и четьи книги. Данный круг составляют, например, Псалтырь, Часослов, Канонник, Пролог, Октоих, Триодь постная и цветная, Линия общая, а также Требник, Устав, Кормчая и др. В данном случае, как видим, представлен традиционный сюжетно-тематический анализ, предложенный В. И. Свинцовым, который, в свою очередь, опирался на работы Г. Клауса и Ю. М. Лотмана [Свинцов 1972: 31–49; Клаус 1967; Лотман 1970].

Метод основан на выделении ключевых единиц (понятий или суждений) и состоит в выявлении скрытой информации в смысловых связях как между единицами внутри текста, так и между единицей и описываемым в ней фрагментом затекстовой действительности. Анализ касается как интеллектуальных, так и эмоциональных аспектов. Через интеллект, эмоции можно воссоздать картину мира ― картину смысловых и эмоциональных отношений. Лексико-семантический анализ практически является анализом эмоций и интеллекта, он действительно может помочь реконструировать систему книга ― личность ― картина мира.

Использование лексико-семантического анализа при рассмотрении нравственных и пространственно-временных отношений на материале старообрядческой учебной Псалтыри начала ХХ века привело к интересным выводам. Общее количество выборок составило две тысячи. Анализ частотности ключевых категорий выявил их иерархическую значимость. В целом выстроился «узкий» путь добродетели: правда, покаяние, истина, милость, ум, смирение, страх Божий [Волгирева 2002: 26]. Необходимо заметить, что традиционная семантическая наполненность данных ключевых понятий значительно отличается от современных представлений. Так, «правда», как показал анализ, связана с пониманием всяческого счастья, радости, благополучия, здоровья, богатства, успеха. Она вполне достижима в земной жизни. По существу, в традиционной книге «правда» ― это обладание силой счастья и радости, которое достигается по законам Бога. Или, например, «страх Божий» ― это не боязнь, не робость, не страх угрозы опасности, а страх изумления перед величием Бога. Радость, хвала постоянно сопровождают чувство страха перед Богом. Поэтому «страх Господень чист», в его основе радость счастья быть с Богом. Этому страху надо учить, а от всякого другого избавляться.

Исследование пространственно-временных отношений показало, что понимание пространства и времени имело ценностное, психологически-нравственное значение. Ведущим является понятие «вечности». Вечностью был обусловлен календарь. Календарь имеет не только культурологическое, но в большей степени охранное, защитное значение. Прагматичным было отношение ко времени, оно определялось пользой. Время имеет особенность укорачиваться или удлиняться. Во зле, в суете, в болезнях, в печалях, воздыханиях укрощаются дни, исчезает жизнь. Сила и богатство внутренней жизни замедляет, удлиняет время. Атрибуты вечной жизни — эмоционально-психологические: покой, радость, счастье. Пространство должно быть наполнено радостью, счастьем, весельем, иначе оно не божественное, не «сильное» ― пустое пространство. Душа, по материалам кириллической книжности, есть внутреннее пространство, которое давалось от Бога в момент зачатия. Задача, как учат тексты, была в том, как увеличить это внутреннее пространство, сделать его еще более «сильным». Для этого необходимо сохранять, ограждать, делать красивым внешнее пространство, свое место в жизни [Волгирева 2002: 29].

В настоящий момент встает проблема изучения на материале старообрядческой рукописной и печатной книжности идеи «хозяина». Предстоит разработать спектр ключевых единиц, соответствующих данному понятию в традиционной культуре. При этом объем книжного массива, сохранившегося в книгохранилищах Прикамья, достаточно велик. Выявлен 371 экземпляр памятников ранней кириллической печати XVI ― XVII веков, бытовавших в старообрядческой среде [Кириллические 2003: 7]. Местная рукописная традиция наибольший расцвет получила в XVIII ― XIX веках. Практически старообрядческая рукописная книжность отражает массовое духовное крестьянское творчество. На сегодняшний день, к сожалению, данные рукописи не получили должного научного описания. Думается, что разработка компьютерных программ и новейшие методики анализа позволят значительно ускорить введение в научный оборот новых интереснейших источников и помогут ответить на ряд вопросов в изучении русского традиционного менталитета. 

 

Summary

This paper considers Cyrillic Old Believer's book-knowledge of the XVI ― beginnig XX centuries in the Perm region  from the point of view of sources. The author analyzes in details some spiritual, spatial and temporal aspects of the  traditional mentality. One of the special points of her interest are questions of enterprise and buisness represented in the Old Believers educational Psalter.

Список литературы

Волгирева 2002 ― Волгирева, Г. П. Традиционная книжность Прикамья XVI — начала XX вв. как источник для изучения духовной культуры : автореф. дис. … канд. истор. наук / Г. П. Волгирева. ― М., 2002.

Кириллические 2003 ― Кириллические издания XVI–XVII вв. в Хранилищах Пермской области : каталог / под ред. И. В. Поздеевой. ― Пермь, 2003.

Клаус 1967 ― Клаус, Г. Сила слова. Гносеологический и прагматический анализ языка / Г. Клаус. ― М., 1967.

Лотман 1970 ― Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. ― М., 1970.

Поздеева 1995 ― Поздеева, И. В. Русское старообрядчество и Москва в начале ХХ века / И. В. Поздеева // Москва старообрядческая. ― М., 1995.

Свинцов 1972 ― Свинцов, В. И. О логической культуре редактора / В. И. Свинцов // Книга: Исследования и материалы. ― М., 1972. ― С. 31–49.

 
< Prev   Next >